• USD344.58
  • EUR400.51
  • RUB5.47
Қаз Рус Eng Qaz

Не все то золото

11 Апреля, 2018 286 0 Ольга Малышева

В казахстанский прокат выходит мистический триллер "Караман", в истории создания которого загадок больше, чем в сюжете.

Первую версию "Карамана", режиссером которой был еще Азамат Магазумов, сняли в 2016 году. Тогда продюсеру Мурату Бекмуратову результат не понравился, и фильм решили переснять новой командой: режиссерами назначили актеров Дастена Шакирова и Марата Абай-Дильду, поменяли оператора и часть актерского состава, а в помощь молодому сценаристу Мейрмани Нурлыбеку пригласили опытного Тимура Жаксылыкова. Через два года после первого упоминания переснятый "Караман" выходит в прокат.

Караман, по сюжету фильма, - это имя батыра, золотую статую которого ищет банда из пятерых черных копателей. В той версии, которую покажут в кинотеатрах, персонажами движет исключительно желание заработать продажей клада, в то время как в первом варианте герои разыскивали отца одного из археологов, пропавшего в экспедиции по поиску Карамана.

Казалось бы, зачем я об этом рассказываю читателю, раз в прокатном варианте сюжет другой. Но в "наследство" от рабочего варианта "Караману" досталась экспозиция с титром "тридцать лет назад", в которой два героя, которые больше в фильме не появятся, пробираются через лесные чащи. О том, кто они такие, можно догадаться (впрочем, можно и не догадаться!) из единственной реплики протагониста в первой сцене "наши дни", где он говорит, мол, мой отец тоже искал Карамана и не вернулся.

Итак, о родителях забыли. Главные герои фильма – пятеро бандитского вида молодых мужчин, которые промышляют раскопками древних захоронений. Перед ними замаячил большой куш –золотая статуя батыра, которую нужно искать в некоем Хасановском ущелье, но как туда попасть, никто не знает.

Пятерка грузится в фургон и едет покорять горные тропы. На самом деле – тропу: они едут исключительно прямо, так как других дорог в обзор камеры просто не попадает. И на этом горном серпантине умудряются заблудиться. С наступлением темноты им навстречу выходит старик с фонарем, егерь или что-то вроде того, которому археологи предлагают за вознаграждение провести их в ущелье.

Всю дорогу старик рассказывает, что богатство достанется только тем, кто пришел без злого умысла, что за все придется платить и транслирует прочую примитивную философию, почерпнутую как будто из чьего-то не слишком умного Инстаграма. До конца фильма, конечно, доживут не все (я о персонажах), а только те, кто признает: честь и совесть важнее богатства. И получат в награду за следование этой очевидной морали не только жизнь, но и золото.

"Караман" – это, как если бы "Одно звено" Алексея Горлова объединили с "Заблудившимся" Акана Сатаева, добавили еще больше раздражающих персонажей без мотивации, странной музыки, меняющейся от гранжа до сладких "вдохновляющих" баллад, и живописных видов Тургеньского ущелья сверху.

Сама статуя Караман-батыра, которую герои все-таки отыскивают, при этом выглядит откровенно бутафорской – такой же ненастоящей, как и "Караман" – ненастоящее кино.

Если бы фильм "Караман" вышел в том же году, в каком его начали снимать, возможно, он не выглядел бы настолько беспомощным и убогим. Но в последние пару лет казахстанское кино сделало внушительный шаг вперед: откровенно слабые картины в прокат попадают не в пример реже. Проходное кино по-прежнему есть, плохого же стало заметно меньше.

Но иногда случаются и "Караманы".

Тегтер: фильм Караман

Оставить комментарий

Последние новости