Bugin

Д.Билялов: Наша молодежь должна идти в ногу со временем

Авторларды қолдау орталығы

mediabugin@gmail.com

Что такое «Новый Казахстан»? Как нам достичь? Как к этому относится молодежи? Об этом спросили у доктора PhD, стипендиат программы развития ППС Назарбаев Университета «Талап» и президентской программы Дархан Билялов.

Глава государства предложил создать «Новый Казахстан». Как Вы понимаете данную инициативу?

- Лично для меня – это, в первую очередь, новые возможности для молодых. Уверен, что предложенная нашим Президентом в Послании народу страны «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» масштабная программа политических реформ и ряд социально-экономических мер, принесет реальные результаты.

На мой взгляд, настоящий патриотизм начинается не только и не столько с какого-то внутреннего ощущения гордости за свой народ, сколько с реальной сопричастности каждого гражданина к происходящему в стране и к тем изменениям, которые обязательно произойдут, если каждый будет честно трудиться на благо Родины. Сейчас в стране создаются условия для появления новых политических партий, которые предлагают свои пути развития Казахстана. Симбиоз мажоритарной и мандатной систем создает предпосылки для введения «новой крови» в законодательную ветвь власти. Реформы, несомненно, скажутся на жизни казахстанцев, а также будут способствовать повышению гражданской активности общества.

Университет имени Абая назван в честь выдающегося поэта и мыслителя нашего народа. Что делается для возрождения наследия великого казахского поэта?

- Да, наш вуз полностью осознает эту большую ответственность. Для нас честь нести в массы ценное наследие творчества нашего великого предка. Время показало, что назидания великого Абая более, чем актуальны сегодня. Это, в первую очередь, касается распространения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. В нашем университете проводится большая работа в этом направлении. Регулярно проходят Абаевские чтения, олимпиады, конкурсы и другие мероприятия, реализуется проект «Толык адам». Радует, что наследие Абая и его гуманистические идеалы признаны во всем мире. Не случайно, в ряде крупных зарубежных вузов открыты центры Абая.  

В целях более полного изучения жизни и творчества Абая в 2008 году в университете был открыт исследовательский центр «Хәкім Абай» под руководством абаеведа Мекемтаса Мырзахметова. В 2010 году дисциплина «Абайтану» была введена на 1 курсе во всех институтах университета. Так, впервые в Казахстане среди вузов был введен новый предмет, основанный на учении Абая «Толық адам». Также у нас открыт наглядно-методический музей-кабинет «Абаеведение». М.Мырзахметов, Н.Керимбеков, Ж.Шойынбет, М.Бекбосынов, изучая наследие Абая, опубликовали более 30 научных работ и учебных пособий. Электронная версия интеллектуального учебно-методического комплекса «Абайтану әліппесі» М.Мырзахметова и Н.Керимбекова для 5-9 классов издана в Токио (Япония) с использованием передовых технологий.

Сотрудники центра популяризируют учение Абая «Толық адам» на радио и телеканалах страны, читают лекции в учебных заведениях и культурных центрах. Например, в этом учебном году абаевед Жабал Шойынбет прочитал лекции «Абайтанудың алыптары», «Абайдың қарасөздерінің ерекшеліктері», «Абай және дін» на телеканале «Абай ТВ» и дал интервью телепрограмме «Сарасөз».

Учебный год в университете начинается с акции «Абай айтады», а первокурсникам выдается карманный буклет с мудрыми изречениями великого степного поэта и мыслителя. При поддержке Министерства образования и науки РК проводится традиционный республиканский студенческий фестиваль «Абай әлемі...».

Как осуществляются поддержка, поощрение и мотивация молодых специалистов и педагогов?

- ХХI век – век стремительного развития науки и техники. Если наша страна отстанет сегодня в гонке за знаниями и талантом, мы потеряемся в потоке мировых цивилизаций. Ведь страны-лидеры науки и техники будут не только осваивать новые знания, но и воплощать в жизнь свои инновационные технологии. Поэтому перед образованием Казахстана стоят большие задачи. Учитывая упомянутые выше глобальные перемены, и наш университет, первый казахстанский вуз, модернизируется, эволюционируется ускоренными темпами. В конце прошлого года Советом директоров университета была принята Стратегия развития на 2022-2025 годы, которая определяет новый этап развития вуза и является маяком для всего университетского сообщества, определяет наши цели и задачи на ближайшие три года.

К 2025 году Абай университет – это центр академического превосходства, занимающий лидирующие позиции в Центральной Азии, педагогический исследовательский университет, реализующий научные изыскания в сфере образования, цифровой вуз, открытый к международному сотрудничеству, социально-ответственный вуз, вовлеченный в решение проблем отрасли, и эффективный вуз, являющийся одновременно комфортным во всех отношениях местом работы и учебы.

Реализуя поставленные задачи, мы намерены оптимизировать прием студентов, повышая качество принимаемых абитуриентов; повысить исследовательскую производительность ППС и докторантов; сделать акцент на развитие «домашней интернационализации»; сохраняя традиции, стать ближе к студентам; взаимодействовать со школами в решении конкретных проблем образования; создавать цифровую экосистему обучения для подготовки специалистов экономики знаний; руководствоваться принципами разумного и бережливого менеджмента.

КазНПУ им. Абая в мировом рейтинге университетов Times Higher Education (THE) Impact Rankings-2022 занял позицию 601-800, улучшив свой прошлогодний результат на 200 пунктов и став абсолютным лидером среди отечественных вузов. Всего в рейтинг вошли 1406 вузов мира, в том числе из РК 10. Среди казахстанских вузов наш университет занимает первое место. Среди других достижений - 62-е место в мире по направлению «Образование и обучение» (Education and Training) согласно специализированного рейтинга QS World University Rankings by Subject, 82-е место - среди вузов в рейтинге QS Emerging Europe and CentraAsia (развивающаяся Европа и Центральная Азия). А недавно мы получили 4 звезды рейтинга QS Stars (5 звезд в категории «Преподавание»). По данным Web of Science, наш университет лидирует среди педагогических вузов РК по количеству публикаций с импакт-фактором.

Abai University запускает проекты Honors College, «Цифровое волонтерcтво» и программу «Web-тьютерство». В данное время 100 лучших студентов приняты в Honors College, основная идея которого заключается в подготовке наиболее талантливых педагогов для одаренных школьников. Так, студенты Honors College будут направляться на прохождение практики в самые востребованные специализированные школы для талантливых детей. В Honors College будущие учителя будут выстраивать эффективную индивидуальную образовательную траекторию освоения педагогической профессии. Наши студенты активно вовлекаются в проекты «Цифровое волонтерcтво» и «Web-тьютерство» для устранения неравенства между отстающими учениками и отличниками. Повышение качества образования в стране, ликвидация дефицита учителей и неравенства между сельскими и городскими школами, развитие инклюзивного образования, укрепление интереса молодежи к педагогическим специальностям, формирование ответственности за профессиональную деятельность – все это возможно только в совместной работе всех элементов системы образования. Работа в этом направлении также будет продолжена.

Укрепление сотрудничества Абай университета со школами уже приносит свои плоды: еще до окончания учебы наши студенты постепенно приобретают профессиональный опыт, глубже понимают роль учителя. Это служит и уменьшению дефицита школьных педагогов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Трудового кодекса Университет предоставляет работникам, направленным на обучение, стажировку за рубежом в рамках международной стипендии «Болашак», учебные отпуска с сохранением места работы (должности). В текущем учебном году в рамках данной  стипендии в зарубежные вузы направлены 12 сотрудников. Также большое внимание уделяется повышению квалификации всех работников Университета.

Для улучшения качества преподавания мы проводим конкурс «Лучший преподаватель университета» по следующим номинациям: Инновационное преподавательское мастерство; Интеграция научных исследований и преподавания; Вовлеченное преподавание; Интеграция национальных ценностей в учебный процесс; Цифровой педагог. Особенность работы заключается в передаче знаний и методики преподавания лучших преподавателей своим коллегам посредством семинаров по обмену опытом и других подобных мероприятий.

Есть вопрос, который волнует абитуриентов. TOEFL IBT на английском языке необходим для поступления в докторантуру. Есть ли у вас центр выдачи этих сертификатов?

Центра, выдающего международные сертификаты TOEFL IBT и TOEFL PBT, в университете нет. Тем не менее, Департамент международного сотрудничества нашего учебного заведения с прошлого года проводит тестирование TOEFL ITP.  Сдали этот экзамен 87 студентов нашего университета.

Есть ли возможность закончить PhD на платной основе, если будет хорошая успеваемость, возможен ли перевод на грант? Есть ли скидка, если я выпускник этого вуза?

- Обучение в докторантуре осуществляется по государственному образовательному гранту и на платной основе. Поскольку претендент, поступающий в докторантуру, получает государственный образовательный грант на конкурсной основе, то претендент-«платник» не может в любое время перейти на государственный образовательный грант. Обучающиеся, претендующие на замещение вакантных грантовых мест, имеют возможность принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей на конкурсной основе с выдачей документов на перевод на эти вакантные грантовые места. Что касается льгот, то со стороны учебного заведения они предназначены для социально уязвимых семей и других категорий населения. Для выпускников, обучающихся в докторантуре на платной основе, специальных скидок не предусмотрено, но в связи с их социальными условиями в университете предоставляются льготы.

Как Вы думаете, лучше учиться за границей или в своей стране?

- Я за то, чтобы молодежь училась и совершенствовала знания как на Родине, так и за рубежом, чтобы лучше служить нашей стране и ее процветанию. Преимущества получения образования на Родине очевидны. А во время учебы или стажировки за границей, Вы не только познакомитесь с новой культурой, но и встретите других студентов, которые вдали от дома ищут друзей из-за рубежа. Эта ситуация создает отличную возможность наладить новые и долгосрочные дружеские отношения, есть возможность изучать язык, узнавать культуру других народов. Международные программы создают большие возможности. Таким образом, растет количество молодежи, которая вносит свой вклад в процветание Казахстана.

Философский вопрос, как Вы думаете, в чьих руках наше будущее?

- Сегодня в стране созданы уникальные возможности для самореализации молодежи, получения ею качественного образования, отвечающего современным требованиям и вызовам стремительно меняющегося мира.

Новое поколение более открытое, не чурается различных новшеств и экспериментов, не боится ошибаться и пробовать что-то неизведанное и понимает, что «под лежачий камень вода не течет», и что не столько важно не ошибаться, сколько важно продолжать идти вперед, даже если тебя постигла неудача. С одной стороны, молодые люди более адаптивны к меняющимся условиям. Каждый молодой казахстанец имеет право и возможность получить хорошее образование, работу, создать семью, обрести собственное жилье. И мы делаем все, чтобы наша молодежь стала поколением, обладающим как точечными знаниями и навыками, так и soft skills - гибкими навыками, которые позволят быть успешными независимо от специфики деятельности. Одно молодежь должна уяснить очень точно – будущее за сильными высококвалифицированными специалистами, имеющими высокий уровень образования.

Вы сказали, что проект «Новый Казахстан», инициированный Главой нашего государства, адресован в первую очередь подрастающему поколению. Вы - один из самых молодых ректоров вузов страны. Как Вы восприняли Указ Президента К.К.Токаева о проведении 5 июня т.г. республиканского референдума по вопросу принятия изменений и дополнений в Конституцию нашей страны?

- Более, чем положительно. Сегодня Казахстан, как никогда, нуждается в переменах по многим сферам жизни общества и экономики страны. И обновление, и новые изменения, в первую очередь, являются задачей и ответственностью молодых граждан страны, как самой активной ее части. Молодежь всегда и везде была двигателем общественного прогресса. И хочу отметить, что Основной закон любой страны всегда должен отражать чаяния ее граждан.

Уверен, предстоящий референдум позволит каждому гражданину нашей страны, независимо от его возраста, статуса, веры, национальной и социальной принадлежности, принять непосредственное участие в данном историческом событии, которое определит будущее Казахстана.

Пользуясь случаем, хотел бы призвать своих сограждан к активному участию в референдуме. Он позволит каждому из нас начать созидание общего светлого будущего - нашего Нового Казахстана.

- Спасибо за интересное интервью!